1.2 Стабильные положительные результаты (динамика) развития обучающихся с особыми образовательными потребностями, возможностями в рамках мониторинга, проводимого образовательной организацией
15.12.2023
Информационная
справка по работе с детьми с ОВЗ
Мониторинг, проводимый в ДОО показал стабильную положительную динамику
результатов освоения обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Коррекционно-развивающий процесс в детском саду строился в соответствии с
программами:
§
Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
§
Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности
для детей 5-6 лет с ТНР на 2024-2025 учебный год
§
Рабочей программой учителя-логопеда по профессиональной коррекции
нарушений развития детей дошкольного возраста (5-7лет)
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
§
Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для
детей 5-6 лет с ТНР
https://538.tvoysadik.ru/site/pub?id=714
В рамках работы логопункта дошкольного образовательного учреждения
проводилась систематическая коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения
речевого развития, включая фонематические, артикуляционные,
лексико-грамматические и дисфагические расстройства.
Работа велась как по подгруппам так и индивидуально,
что позволило более точно учитывать потребности каждого ребенка.
Стабильные положительные результаты по профессиональной коррекции
нарушений развития детей дошкольного возраста (5-7лет) с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлены
в аналитических отчетах учителя-логопеда https://538.tvoysadik.ru/?section_id=944
В 2022 году в группу поступил ребёнок с кохлеарной имплантацией (КИ).
Инвалидность
установлена ребенку, не имеющему активной речи, отмечалось существенное
снижение навыков коммуникации.
Основными задачами коррекционно-педагогической помощи ребенку с КИ
являются: развитие эмоционального взаимодействия с окружающими (родителями,
педагогами); формирование слухового восприятия; формирование понимания речи;
спонтанное освоение речи в естественной коммуникации.
Воспитанник нуждался в формировании таких навыков как: развитие мышления,
памяти, внимания, общих преставлений об окружающем мире; развитие двигательной
активности и координации движений крупной и мелкой моторики. Поэтому с самого
начала работа проводилась во всех направлениях с привлечением всех участников
педпроцесса: родителей, психолога, воспитателей, музыкального работника,
учителя-логопеда. На ППк ДОУ была разработана индивидуальная коррекционная
программа
для ребенка с КИ. Разработаны практические рекомендации по работе с ребенком со сниженным
слухом. https://538.tvoysadik.ru/site/pub?id=713.
В результате
проведения ежедневных коррекционно-развивающих занятий всеми специалистами и воспитателями
детского сада удалось максимально развить речевые функции. Динамика развития
речи составила на май 2023 года – 58%, динамика познавательного,
социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития
определена от 49% до 68%. Рекомендации ИПРА ребенка были выполнены в полном
объеме
В
2024-2025 уч.году в филиале МБДОУ – детском саде «Детство» детском саде № 536 была открыта группа компенсирующей
направленности для детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), в которой
проведена коррекционная работа по устранению речевых нарушений. Данную группу
посещали дети старшего возраста, коррекционная работа осуществлялась в течении
года. Логопедическая работа проводилась в соответствии с АОП ДО, на основе
программы Н.В. Нищевой «Образовательная программа дошкольного образования для
детей с ТНР 3-7 лет» для детей старшего возраста. Программа разработана в
соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Диагностическое обследование проводилось в
сентябре и в мае 2024-2025 учебного года.
Таблица
мониторинга речевого развития детей группы компенсирующей направленности в
2024-2025 учебном году (вводный мониторинг)
Виды
деятельности |
Сформировано
(количество детей в %) |
Частично
сформировано (количество детей в %) |
Не
сформировано (количество детей в %) |
Артикуляционная
моторика |
6
(32%) |
8
(68%) |
0 |
Звукопроизношение
|
3
(24%) |
12
(84%) |
0 |
Фонематические
процессы |
6
(32%) |
9
(68%) |
0 |
Звукослоговая
структура слова |
7
(42%) |
8
(58%) |
0 |
Словарный
запас |
9
(68%) |
6 (32%) |
0 |
Грамматический
строй речи |
7
(42 %) |
8
(58%) |
0 |
Связная
речь |
5(42%)
|
0 |
|
Ручная
моторика |
7
(68%) |
8
(58%) |
0 |
Для отслеживания динамики коррекции речевых нарушений,
диагностика проводилась в мае 2025 года.
Виды
деятельности |
Сформировано
(количество детей в %) |
Частично
сформировано (количество детей в %) |
Не
сформировано (количество детей в %) |
Артикуляционная
моторика |
15
(100%) |
0 |
0 |
Звукопроизношение
|
12
(84%) |
2
(16%) |
0 |
Фонематические
процессы |
12
(84%) |
2
(16%) |
0 |
Звукослоговая
структура слова |
12
(84%) |
2
(16%) |
0 |
Словарный
запас |
12
(84%) |
2
(16%) |
0 |
Грамматический
строй речи |
12
(84 %) |
2
(16%) |
0 |
Связная
речь |
12
(84 %) |
2
(16%) |
0 |
Ручная
моторика |
15
(100%) |
0 |
0 |
В результате итогового обследования и проделанной коррекционно-образовательной
работы в мае 2025 года были выявлены следующие показатели состояния развития
речи детей: высокий уровень - 84%, средний уровень - 16%, низкий уровень - 0 %.
Вывод: За учебный год была проделана большая корекционно-развивающая
работа, результат которой виден в итоговых таблицах, что подтверждает
положительную динамику развития всех речевых процессов у дошкольников.