Методическое пособие и демонстрационный материал «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»

19.02.2024

Методическое пособие и демонстрационный материал

«Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»

 

В практической деятельности по речевому развитию мы использовали методическое пособие и демонстрационный материал Т.Д. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи дошкольников»

Необычный, проблемный сюжет картин является стимулом, который позволяет в процессе беседы эффективно совершенствовать у ребёнка логическое и творческое мышление, запас знаний и сведений, фантазию, лексикограмматические представления, а также связную речь. Пособие адресовано воспитателям, учителям-логопедам  и родителям дошкольников 5-ти — 6-ти лет.

Современный дошкольник привык к красочным игрушкам, ярким, динамичным мультфильмам, то есть сильным впечатлениям. Его уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру дети катаются с горки или собирают яблоки. Всё же роль картины в обучении дошкольника по - прежнему велика. Видеть жизнь во всём её многообразии невозможно и в этом смысле картина - прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством взрослых: упражняют наблюдательность; совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие); пополняют запас знаний и сведений; развивают речь.

Известно, речь это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития и пр., то есть полиморфная деятельность. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка. Известны следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение; при этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной. В детском саду рассказывание по картине проводится воспитателями примерно 2-3 раза в месяц. С одной картиной, если её сюжет близок и интересен детям, педагог может работать несколько занятий.

Если сюжет картин, используемых педагогом, занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно - следственные взаимосвязи, делать выводы.Хочу такой сайт

 Для картин, представленных в данном пособии, мы попытались смоделировать такие сюжеты, которые бы: отражали интересное событие, интригующую ситуацию; вызывали яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали фантазию; способствовали заинтересованному общению ребёнка с взрослым. Мы назвали наши сюжеты ПРОБЛЕМНЫМИ по нескольким причинам. Как известно, ПРОБЛЕМА-это сложный вопрос. В данном случае под сложностью сюжета мы подразумеваем, что для всестороннего его восприятия и осмысления требуются: пояснения и помощь взрослого; включение активной мыслительной деятельности ребёнка; активизация воображения, фантазии и взрослого и малыша. Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов. В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений мы использовали вопросы. На них, общаясь со взрослым, малыш учится отвечать с самого раннего возраста, с них начинается открытие ребёнком мира. Становясь чуть старше, ребёнок сам задаёт бесконечные вопросы взрослым, а ещё позже учится задавать их самому себе. По содержанию каждой картины мы составили различные вопросы. Задавать их следует последовательно, без пропусков и перестановок, в противном случае смысл некоторых может быть утерян. Ответы, требующие специальных знаний, мы поместили тут же, в скобках. Кроме того, мы классифицировали вопросы на те, которые помогают малышу: во-первых, анализировать, рассуждать, во-вторых, пополнять знания и сведения, и, в-третьих фантазировать и сочинять. Велика роль фантазии в воспитании современного ребёнка! По мнению психологов это первая ступенька к творчеству. А кому из взрослых не хочется, чтобы их дети выросли творческими, яркими личностями, людьми заметными, незаурядными! Вопросы и задания для развития воображения составляют ещё один этап в работе с пособием. Ко всем картинам мы подобрали соответствующие стихи. Их слушанье, анализ и заучивание помогут развить в детях чувства не только ритма, рифмы, но и юмора. Как известно, понимающие шутку, юмор дети обладают более высоким «умственным возрастом». Для старших дошкольников важны задачи пополнения словарного запаса и совершенствования грамматического оформления речи. С этой целью мы предлагаем детям упражнения на подбор слов, составление предложений и рассказа. Пересказ - испытанное средство для развития связной речи.

Мы составили рассказы к каждой сюжетной картине, причём постарались сделать их не только правильными образцами в смысловом, грамматическом и лексическом отношении, но и своеобразными «помощниками» в создании атмосферы добра, теплоты, человеколюбия. Мы рассказали о том, какую работу предполагается осуществлять делать с детьми по материалам пособия. Но не менее важно, как всё это делать. Единственное, что требуется от ребёнка для таких занятий, - это желание заниматься. Взрослому же для успешной работы потребуется определённая подготовка. Что мы советуем не упустить педагогу или родителю? На чем сосредоточиться? Как подготовиться? Отметим главное: понимание недостаточности знаний малыша и наличия некоторых трудностей настрой на общение, а не на поучение; стремление к эмоциональному контакту с ребёнком; заинтересованная манера обращения; готовность принять и обсудить любые ответы и решения; терпение; творчество; артистизм, умение перевоплощаться, импровизировать, Для развития у детей ещё одной способности - к отвлечённому мышлению - мы снабдили описание каждого этапа работы УСЛОВНЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ, которые, надеемся, заинтересуют и ребёнка, и взрослого. Уважаемые педагоги, дорогие родители!

Надеемся, что использование нашего пособия поможет такому многоаспектному совершенствованию дошкольника. Успехов вам!

Просмотров всего: , сегодня:

Картинки с проблемным сюжетом часть 1.docx (скачать)
Картинки с проблемным сюжетом часть 2.doc (скачать)

Дата создания: 19.02.2024

Дата обновления: 19.02.2024

Дата публикации: 19.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».