Макетирование в ДОУ как инновационная форма организации образовательного пространства
30.11.2023
«Макетирование в ДОУ как инновационная форма организации
образовательного пространства»
Макетирование в современном дошкольном
образовании признается одним из универсальных средств обогащения субкультуры
дошкольника и стимулирования игровой деятельности. Игра с макетом для ребенка
это увлекательное занятие, где он становится автором, создателем. Он может придумать любую историю, а потом
вывести её из собственной головы в материальный мир, сделать осязаемой, что
позволяет ребенку выразить себя. У детей появляется возможность использовать
приобретенный опыт для свободного экспериментирования с различным бросовым,
природным материалом, бурно работает фантазия, развивается воображение, пространственное
мышление, умение мыслить структурно и планировать свои действия. Игра с макетом
позволяет развиваться сюжетосложеню, режиссерской игре. В процессе
макетирования тренируется аккуратность, мелкая моторика и конечно усердие и
терпение - те навыки, которые им будут необходимы и в школе, и в жизни.
Игры с макетами содействуют развитию у детей
любознательности, коммуникативной инициативы, умению делать самостоятельный
выбор, взаимодействовать со сверстниками, что соответствует основным принципам
стандарта дошкольного образования. Процесс макетирования дает возможность для
реализации партнерского взаимодействия с ребенком.
Таким
образом, макет занимает достойное место в ряду технологий по реализации
содержания образовательного пространства в ДОУ. Это и послужило основанием для
выбора темы моей педагогической практики.
Цель:
Создание условий для реализации образовательного и
воспитательного процесса с применением метода макетирования.
Для реализации постановленной цели были определены
следующие задачи:
1. Организовать развивающую среду, способствующую
полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов с
использованием разнообразных макетных основ;
3. Создать условия для совместного со взрослым
создания и вариативного обыгрывания
макета в стиле партнерского взаимодействия;
4. Организовать совместную работу с родителями по
созданию макетов.
Ожидаемый результат:
В
групповом пространстве макет - центральный элемент, организующий предметную
среду; связующее звено разных видов совместной деятельности взрослого с детьми
и свободной детской активности. Организация макетирования в домашних условиях.
Механизм
реализации практики:
Опираясь
на исследования игровой деятельности Н.Коротковой, И.Кириллова для группового пространства были подобраны «универсальные»
макеты – тематически многозначные маркеры игрового пространства, имеющие
широкий диапазон сюжетно-смысловых контекстов, привлекающих детей старшего
дошкольного возраста и преобладающих в их свободной самостоятельной игре. Это
макеты двух типов: макеты-модели и макеты – карты.
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов («кукольный дом»).
«Универсальные»
макеты как многозначные маркеры игрового пространства послужили основой для
организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками, они наводили детей
на возможную воображаемую ситуацию, объединяли участников совместной игры,
очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется
«сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макеты «оживали» - наполнялись
и дополнялись разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых
замыслов самими детьми. За счет тематических фигурок-персонажей и за счет
введения тематически определенных дополнительных маркеров пространства макеты-карты
при необходимости превращались в конкретный «мир». Например, ландшафтный
макет-карта превращался в сказочный дремучий лес, если дополнить его избушкой,
в которой могли бы жить три медведя или появлялась пожарная машина и возникала
ситуация по безопасности в природе и т. п.
Для
обыгрывания макетов были подобраны полифункциональные материалы. Это
всевозможные мелкие предметы, которые, в зависимости от детских замыслов, могут
стать заместителями недостающих игрушек (маленькие
коробочки, баночки, мелкие детали строительных наборов, веточки, мелкие
лоскутки и прочий бросовый и природный материал), а так фигурки человечков и животных.
В группе появились целые коллекции игрушек киндер - сюрпризов, маленькие куклы, персонажи из
сказок и разнообразные объекты, сделанные своими руками. Накопленные наборы
персонажей и антуража к макетам сохраняются и доступны для свободного выбора
детей.
Дети
с большим интересом играют в готовые макеты, но преимущество все же наблюдается
за макетами, созданными своими руками. В изготовлении макетов мы опирались на
определенные рекомендации по его созданию: макет должен быть устойчив, легко
перемещаться с места на место, служить длительное время и в любой момент быть
доступен дошкольникам для игры, иметь эстетическое оформление.
Перед
созданием макета я проводила предварительную работу, с целью обогащения личного
опыта дошкольников. Это были просмотр иллюстраций, презентаций, видеороликов,
мультфильмов и т. д. На подготовительном этапе осуществлялось и продумывание
дизайна макета, подбор материалов.
На
этапе изготовления самого макета дети выбирали наиболее интересный для них вид
деятельности. Это конструирование из природного и бросового материала,
аппликация, лепка и т. д. Как только сам макет был готов, дети осуществляли
широкий спектр игровых замыслов.
Предлагаю
Вашему вниманию небольшой фрагмент по созданию макета.
Для
организации детского выбора в групповом пространстве постоянно находятся два –
три «универсальных» макета, время от времени обновляя населяющих их персонажей
и антураж, в зависимости от ситуации.
Игра
с макетами требует большого профессионального мастерства и должна начинаться уже в процессе его создания.
При изготовлении макета можно использовать игровые приемы и ситуации, макеты
можно широко использовать для организации экспериментальной деятельности
дошкольников, создавая с помощью макетов явления в живой и неживой природе
(извержение вулкана). Процесс макетирования, построенный на игровых методах и
приемах, перерастает в увлекательную игру, продолжающуюся длительное время.
В
работу по созданию макетов также были вовлечены и родители воспитанников, так как эффективность образовательного
процесса зависит от их непосредственного участия. Родители подключались к
подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в
конкурсах на лучший семейный макет.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2023
Дата обновления: 10.12.2023
Дата публикации: 30.11.2023